ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Приказ об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся
План мероприятий по формированию функциональной грамотности
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющие функциональной грамотности: 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 2. Естественнонаучная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. 3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. 4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. 5. Креативное мышление. 6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности: — критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; — осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; — вступать в открытое, уважительное эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни. |
Документы— Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
— Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»; — Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 №ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»; — Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»; — Приказ департамента образования и науки Брянской области от 14.09.2021 №1306 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году»; Приложение №1 к приказу департамента образования и науки Брянской области от 14.09.2021 №1306. Региональный план мероприятий национального проекта «Образование» по реализации мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций на 2021/2022 учебный год; Реализация региональных программ повышения финансовой грамотности. |
ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИhttps://fg.resh.edu.ru/ — Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti — Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ — Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) |
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Задания на развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках обществознания Методические рекомендации. Глобальные компетенции. Учимся для жизни |
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Методические рекомендации. Готовимся к PISA-2022: математика и финансовая грамотность
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA-2018
Отчет по результатам международного исследования PISA-2018. Финансовая грамотность |
ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Задания по развитию естественнонаучной грамотности Методические рекомендации. Уроки для жизни. Какие задачи подобрать учителю химии и биологии для развития естественно-научной грамотности? |
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬСборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики
Практико-ориентированные задачи по развитию функциональной математической грамотности. Подготовка к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ. КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ 5 класс (диагностическая работа) 5 класс (банк заданий для формирования функциональной грамотности) 6 класс (банк заданий для формирования функциональной грамотности) 7 класс (диагностическая работа) 7 класс (банк заданий для формирования функциональной грамотности) 8 класс (банк заданий для формирования функциональной грамотности) 9 класс (банк заданий для формирования функциональной грамотности) |
Мои финансы 1 |
Мои финансы 2 |